Опубликовано 06 сентября 2019 в 12:05

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Волшебные пальчики»

Аннотация к методической разработке развитие мелкой моторики детей «Волшебные пальчики».

Разработка предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Материалы посвящены очень важной теме развития мелкой моторики дошкольника, для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого в организации пальчиковой гимнастики и игры. Разработка включает перечень пальчиковых гимнастики на разные темы.

В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Влияние воздействия руки на мозг человека очевидно Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи.. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка»

. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, уже в 3-4 года умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника - это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Здесь на помощь приходит пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

Они положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр.

В своей работе мы используем «пальчиковые игры» постоянно.

Они побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.

Необходимо соблюдать некоторые правила, при использовании пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. А именно:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру

4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

6. Упражнения выполняются непродолжительно.

7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп.

Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Небольшая картотека упражнений для развития речи, логического мышления, фантазии наших детей:

Игрушки

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Это зайка,

Это пёс.

Вот машинка без колёс.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Руки рёбрами поставить настол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Части тела

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
Одежда

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Осень

«Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

С клёна – кленовый,

С дуба – дубовый,

С осины – осиновый,

С рябины- рябиновый.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Руки поднять вверх.

Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

Указательный и большой соединить в виде колечка.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Хлопки в ладоши.

Обувь

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

«Шагать» указательным и средним пальчиками постолу.

Фрукты

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.

Второй их собирает.

Третий их домой несёт.

Четвёртый высыпает.

Самый маленький – шалун.

Всё, всё, всё съедает.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик

Разгибаем указательный палец.

Разгибаем средний палец

Разгибаем безымянный.

Разгибаем мизинец.

«Компот»
Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Загибают пальчики начиная с большого.

Опять «варят» и «помешивают».

«Сливы»
Большой пальчик сливы трясёт.

Второй их собирает.

Третий их домой несёт.

Четвёртый высыпает.

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.

Кисти сжаты в кулак.

Разгибаем большой палец.

Разгибаем указательный палец.

Разгибаем средний пал

Разгибаем безымянный.

Разгибаем мизинец.

«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Зима

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри, .

В красныхмайкахснегири.

Распушили пёрышки.

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Четыре хлопка руками

Изображают «крылышки»

Повороты головой.

Вращательные движения кистями рук.

« Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Ветер дунул, загудел –

Рой снежинок вверх взлетел.

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд)

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Ёлочка»
Перед нами ёлочка

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайки и свечки,

Звёзды, человечки.

. Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Ладошки держать «ковшиком».

Соединить оба кулачка вместе,указательные пальцы вверх ("Уши зайчиков.)

Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.

«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

Показать все пальчики, «играя» ими.

«Петушок»
Наш красивый петушок

Кверху поднял гребешок. .

Крылышками машет.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

Пёстрых курочек зовёт.

Обе руки сжаты в кулачки.

Разжать ладони

Кистями помахать в воздухе.

Указательными пальцами постучать постолу.

Кистями рук сделать манящие движения.

«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл,

Горшоккаши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Пальчики «шагают».

«Горшокиз ладошек».

Ладошки «лепят калачи»

Подуть на ладошки.

Погрозить пальчиком.

«Собака»
У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Дикие животные

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

«Белочка»
Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Посуда

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Весна

«Жаворонок»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Семья

«Радуются взрослые и дети»

Ручки протягивают вперёд «с букетом»

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
«Мебель»
Мебелья начну считать:

Креслостол,диван,кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Многомебелиназвал –

Десять пальчиков зажал

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Поднимать зажатые кулачки вверх.

Транспорт

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт, .

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, .

Пять видов транспорта назвали.

- Сжимать и разжимать пальчики.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.


«Пароходик»
Пароходик в море был.

Вот он к пристани приплыл. .

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»

Ладони соединить в форме чаши.

Сделать волнообразные движения в воздухе

Насекомые

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

Сжимать и разжимать кулачки.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращать мизинцем.

Спрятать руки за спину.

«Бабочка»
Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Лето

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

И головки убирают,

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой .

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Сжимать и разжимать пальцы рук.

Открывать и закрывать глаза.

Сводить и разводить пальцы «веером».

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Круговые движения кистями

Повороты кистями вправо-влево,

Ладони сверху опустить настол.


«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика?

По лужицам скакать!

Что делать после дождика?

Кораблики пускать!

Что делать после дождика?

На радуге кататься!

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться!

«Котятки»

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Соединяем все пальцы рук с большими.

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Соединяем все пальцы с большими.

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Соединяем все пальцы с большими.

Улыбаемся.

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!


Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!

(изображаем мытье рук)

(имитируем все указанные в стихотворении движения)

Литература:

Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М.,1999

О.Узорова Е. Нефедова Пальчиковая гимнастика» М.,2001

А. Е. Белая В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» М., 1999

Земляченко М. В., Кутергина Т. В., Кузнецова Т. Д. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169-172.

Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.

Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.

http:// Источник: http://logoportal.ru/kompleksyi-palchikovoy-gimnastiki/.htmlyamac.ru/referat/kursovaya/kartoteka-palchikovykh-igr-i-uprazhnenii/?singlepage=1

Имеет высшее образование, закончила в 1984 году ЛГПИ им. А.И.Герцена по специальности Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист.

Присвоена первая квалификационная категория.

Общий стаж работы - 17 лет. Педагогический стаж - 7 лет. В данном учреждении работает 4 года.

В 2019 году прошла курсы повышения квалификации по программе "Актуальные вопросы современного образования. Модуль "Система оценки профессиональной компетентности педагога на основе профессионального стандарта".

В 2015 году прошла обучение по программе «Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО: актуальные вопросы»